город Тверь, телефоны: 8 4822 33-96-92, 8 904 003-39-45

бесплатный звонок 8-800-200-69-08

 

Недавно на Тверском интернет портале «Новости Культуры» вышла статья, посвященная неопределенному будущему детского автобусного туризма. Краеугольным камнем обсуждения в ней стала вступающая в силу с 1.01.17 г. Поправка к Постановлению Правительства, согласно которой для осуществления организованной перевозки группы детей должны использоваться автобусы не старше 10 лет.

Что это - забота о безопасности детей или подножка малому бизнесу?

Туроператоры, занятые в сфере детских перевозок, серьезно обеспокоены, так как от удара по их малому бизнесу оправятся не все.  Дела обстоят так: автопарки туристических компаний состоят из комфортабельных, исправных автобусов 7-10 лет, малую долю составляют относительно новые автобусы – 5-6 лет.  Другими словами, в соответствии с поправкой автопарки насильно вынуждают к обновлению. Констатируем: автобусы старше 10 лет вычеркиваются из бизнеса и продать их будет крайне сложно. Автобусы 5-6 лет отроду через несколько лет также «отправятся к праотцам». При этом о господдержке никто не заикается, а это значит, что   транспортным компаниям, туроператорам придется приобретать в кредит новые автобусы на радость банкам и мелким кредитным организациям. В то время, как, по мнению экспертов, мы еще не достигли дна кризиса. Это серьезная проблема и решить ее может только тот, кто ее создал – Правительство.

Любителям  вплетать в официальные речи о развитии внутреннего туризма цитаты из «Наказов Президента», выдержки из «Стратегии развития туризма РФ», Федерального закона об образовании и культурной политики регионов пора бы спуститься на землю. Нет автобусов – нет туризма. Приехали, господа.

Опять уперлись в деньги.

Согласитесь, школьники самые любознательные люди в мире. Они всегда радуются, поездкам на экскурсии, любят открывать для себя новые города и страны, им важно знать, что перед ними весь мир. Но теперь наши дети не смогут свободно посещать культурно-массовые и спортивные мероприятия, ездить в детские лагеря и на экскурсии. Ведь проблема коснется и многих школьных автобусов, доставляющих детей в сельские школы.

К чему это приведет.

Первым вынужденным решением туроператоров, обновляющих автопарк под давлением Постановления, станет резкое увеличение тарифов на перевозки, в том числе не только детские. Как следствие, о глобальном возрождении и развитии внутреннего туризма в России можно будет забыть. Он станет недоступным для среднего класса.

Ранее мы могли смело утверждать, что автобусный туризм является самым экономическим видом путешествий, доступным широким слоям населения и, в первую очередь, школьникам. Теперь кто-то должен опустить глазки в пол и пусть это сделают законодатели!

Ходить пешком. Убрать все острые предметы!

Забота законодателей о безопасности детей вышла, мягко говоря, утрированной. С таким же успехом, с нового года можно убрать из городов весь муниципальный транспорт старше 10 лет, по понятный причинам выдрать с корнем все лифты в многоэтажных дамах, ведь возраст 70% из них превышает 30 лет. Снять с рейсов автобусы на межмуниципальных маршрутах (комментарии об их техническом состоянии опустим), а потом плавно перейти к железнодорожному транспорту, ведь на нем тоже иногда ездят дети! Экскурсионные катера – утопить однозначно. Сколько, бишь, им стукнуло? И особое внимание уделить маршрутным такси города, на которых по не понятным причинам написано «экскурсия», а соответствуют ли они всем требованиям, а оснащены ли системой  Глонасс и ремнями безопасности и тд.? Там можно до чего угодно договориться, а уж законодательно утвердить – раз плюнуть..

Как некогда в интервью «КП» выразился руководитель Ростуризма Олег Сафонов: 
«Детский туризм – это больше, чем отдых. Это один из самых эффективных и ненавязчивых способов обучения ребенка, расширения его кругозора. Развитие детского туризма решает сразу несколько задач: дети знакомятся с историей своей страны, учатся ценить ее историко-культурное, природное наследие. Кроме того, туризм способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения».  Эти слова по сути достойны быть выгравированы на борту каждого туристического автобуса в России, любого года выпуска.

Реакция автоперевозчиков закономерна. В некоторых регионах уже составляют петиции и обращаются к Правительству и Президенту Российской Федерации с просьбой внести законодательную инициативу об отмене требований, согласно которым для осуществления организованной перевозки группы детей должны использоваться автобусы, с года выпуска которых прошло не более 10 лет. Тверская область в их числе. Но будут ли услышаны?

Региональные туроператоры и автоперевозчики заявляют о данной проблеме: направлены письма в Российский Союз туриндустрии,  написана петиция Правительству РФ, Руководителю Комиссии детско-юношеского и молодежного туризма, Общественному совета Федерального агентства по туризму, Общественной палате  Тверской области, письмо в Законодательное Собрание Тверской области.

У туроператоров, учреждений образования, спорта и культуры есть свое единогласное мнение – сохранить детский туризм и детские перевозки. 

Теперь прислушаемся к мнению экспертов:

Ирина Шереметкер (Президент  Ассоциации туризма Тверской области, депутат ЗСТО):

- На данном этапе достаточно регулирующих норм для формирования системы безопасности детского туризма. Существуют техосмотры транспорта. Может, стоит заставить существующие структуры работать? Турфирма отвечает за безопасность детей и в ее интересах не допустить сбоев в работе. Если вводить ограничения по возрасту автобусов, то необходимо, как минимум, обеспечить данный бизнес программами господдержки, например, субсидиями на приобретение тех же самых автобусов. Автобусы приобретать начнут- Закон есть закон, но ценник на детские поездки будет соответствующий. И еще. Сейчас гораздо большую опасность представляют активные домохозяйки-родительницы и сами учителя, которые проявляют инициативу и нарушая законодательные нормы, самостоятельно нанимают автобусы, формируют программы и тд. Вот здесь и нужно работать по безопасности. А то у нас, как всегда под раздачу попадает легальный бизнес.

Антон Стамплевский (Бизнес-омбудсмен в Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области):

- Считаю, что мерило безопасности не новизна, а техосмотр каждые полгода и дополнительная нагрузка на бизнес должна быть экономически обоснованной и предусматривать компенсацию новых затрат через налоговое стимулирование, учет расходов и прочее. Каждая норма, устанавливающая для предпринимателей новое регулирование по закону должна проходить процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ), когда в рамках публичных консультаций бизнес представляет свои расчеты экономических последствий. Необходимо любое решение принимать в диалоге.

Станислав Петрушенко (депутат Законодательного собрания Тверской области):

- Считаю, что сам законопроект правильный, но необходим мораторий на вступление его в силу и постепенный вывод старого автобусного парка. Например, с 2017 года вывести автобусы старше 14 лет, с 2018 года старше 13 лет и так далее. Доведя эту норму до 10 лет.

Елена Грачевникова (эксперт Общественной палаты Тверской области, член рабочей группы по детскому туризму Координационного совета по туризму при правительстве Тверской области):

Несомненно, дети и их безопасность требуют дополнительного внимания. И это прописано   в национальном Стандарте РФ «Услуги детского и юношеского туризма».  В стандарте прописан комплекс мероприятий по обеспечению безопасности несовершеннолетних туристов. П.5.15 Услуги по перевозке должны оказываться с соблюдением правил и требований безопасности, установленных для транспорта определенного вида и в сопровождении руководителя группы. Что касается года выпуска автобуса, то исходя из международной и российской практики: пока транспортное средство проходит технический осмотр и получает разрешение на эксплуатацию, оно имеет право ездить по дорогам и перевозить пассажиров любого возраста.

Туроператоры Тверской области, легально работающие в сфере детского туризма, заинтересованы в обеспечении безопасности детских экскурсий. Они заключают договора с транспортными компаниями и перевозят детей на технически исправных и обязательно проходящих проверку ГИБДД перед каждым выездом автобусах. На территории Тверской области более 500 школ, только в Твери это более 25000 учащихся. По информации ГИБДД в один день (особенно перед каникулами) из Твери выезжают до 15 автобусов. В настоящее время с 1 января только 5 автобусов смогут перевозить детей, причем эти автобусы будут нужны не только для экскурсий, но и для выездов танцевальных, спортивных, фольклорных коллективов. Но через 3-4 года и эти автобусы спишут в утиль согласно требованиям Постановления правительства.

В существующих обстоятельствах, с 1 января 2017 г., с последним ударом курантов на Спасской башне детский туризм в Тверском регионе исчезнет!

Юлия Архангельская